Многие шедевры Эрмитажа сейчас находятся в престижных музеях и галереях Запада. Была ли насущная необходимость расплачиваться за индустриализацию страны многочисленными предметами искусства (только живописных полотен было продано 1450)? Ведь средства, которые были в итоге выручены от продажи сокровищ, составили менее одного процента от суммы, требовавшейся на индустриализацию.
Все началось после Гражданской войны. Кремль осознал, что новая власть сделалась хозяином не только земель и фабрик, но и бесчисленных культурных сокровищ. ЧК дается тайная команда. По всей стране начинается формирование "золотых эшелонов". Идет тщательный розыск культурных ценностей. Весной 21-го эшелоны двигаются в путь, люди в кожаных куртках в опломбированных вагонах везут баулы, большие и маленькие чемоданы, заполненные золотой и серебряной церковной утварью, бронзовыми статуэтками, свернутыми в трубочку живописными холстами. Свозят все это в Москву, в Гохран. Здесь поступления сортируют, распределяя предметы искусства по музеям, в основном в Эрмитаж. Так было сформировано национальное достояние.
В 1928 году большевики берут курс на индустриализацию. Лихорадочно ищут деньги внутри страны. И обращают взор на доставшееся им в наследство "старорежимное" искусство.
Автор и режиссер: Виталий Якушев