Не так давно Архив президента России открыл очередные "секретные материалы" - записки руководителя советского кино Бориса Шумяцкого о ночных просмотрах, которые в 30-е годы 6-8 раз в месяц устраивались в Кремле для Сталина и его соратников. Сталин, как известно, считал кинематограф действительно "важнейшим" и не только "из искусств". Он прекрасно понимал, что более мощного рычага идеологического влияния, чем кино, нет и быть не может.
Надо сказать, что генсек оказался талантливыми продюсером - именно при нем была построена отечественная киноиндустрия, а Советский Союз превратился в ведущую кинодержаву. Сталин сам отсматривал огромное количество лент, редактировал все - от сценария до изображения, решал участь фильмов и творцов одним росчерком пера. Он очень хорошо чувствовал природу массового кинематографа, безошибочно просчитывал будущую прокатную судьбу картины и никогда не отправлял на полку фильмы, которые, может, и "хромали" по части идеологии, зато зрителями могли быть восприняты на "ура".
О том, как именно Сталин руководил кинематографом и кинематографистами, в фильме Юрия Занина рассказывают внук расстрелянного Бориса Шумяцкого, внук самого Сталина - режиссер Александр Бурдонский, известные кинокритики и историки кино: Евгений Марголит, Валерий Фомин, Александр Трошин и Наум Клейман.