Март 1955 года. В разгар холодной войны между СССР и США в Вашингтоне произошла встреча двух старых друзей - одного из первых темнокожих конгрессменов Адама Клейтона Пауэлла и знаменитого джазмена Диззи Гиллеспи. Во время этого дружеского вечера родился проект, который позже газета "Нью-Йорк Таймс" назвала "секретным акустическим оружием", и термин приклеился к одному из самых знаменитых культурных проектов госдепартамента США. Проект назвали корректно - "Послы джаза". Под флагом Госдепа удалось собрать "звезд" первой величины - самого "Диззи", Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена, которые прорвались за железный занавес и идеологические табу. Госдеп чутко уловил приближение оттепели. Посланцы джаза должны были откупорить наглухо закрытые для западной массовой культуры окна в годы Сталина. Сегодня те, для кого джаз был просто хорошей музыкой, признают, что он же мог быть и оружием холодной войны. "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст" - эти сатирические строки, над которыми только ленивый не смеялся, в одном из отчетов Госдепа признали высокой оценкой своей деятельности. Значит, не зря была придумана программа "Посланцы джаза". Этот проект закрылся в 1979 году без видимых причин - то ли кто-то из сенаторов призвал не транжирить государственные деньги, то ли просто Америка после Уотергейта сосредоточилась на внутренних проблемах. Музы и пушки вместе не сработались. Но эта агитвойна сегодня кажется забавной на фоне информационных войн XXI века. И это уже точно не музыкальная история.